Call Close
МЫ ВАМ ПЕРЕЗВОНИМ
Или позвоните по телефону:
8 800 100 22 10
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
ПРОЙТИ ТЕСТИРОВАНИЕ
Заполните форму, и мы с вами свяжемся
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
В Петербурге обсудили корпоративные университеты будущего
Поиск и удержание талантов – вопрос стратегической значимости для любого конкурентоспособного и социально ответственного бизнеса. На сессии «Корпоративные университеты будущего», прошедшей в «Экспофоруме» 27 февраля в рамках трека #education IV Санкт-Петербургского международного форума труда, руководители образовательных центров крупнейших российских компаний поделились опытом систематизации и развития современного корпоративного обучения. Организатором дискуссии выступил ЭГО Университет.

Эксперты оценили факторы, способствующие появлению новых «университетских» структур, обсудили технологические аспекты учебы внутри компаний, вопросы диджитализации образовательных процессов, а также перспективы корпоративных университетов в пределах ближайших 5–10 лет.

Модератор сессии, директор Центра обучения иностранным языкам ЭГО Университета Юлия Чекмарева отметила, что в Петербурге впервые собрались представители корпоративных университетов ведущих компаний России. По ее словам, флагманы развития бизнеса – корпоративные университеты, и сегодня актуален вопрос их перспектив в ближайшие годы.

Директор «Газпром корпоративный институт» Александр Печенкин представил образовательную структуру Группы «Газпром». Корпоративный институт, созданный в 1995 году, обучает и развивает руководителей и специалистов компании. За 25 лет организация реализовала более 5500 учебных программ, ежегодно обучение здесь проходят более 6000 человек.

По словам эксперта, деятельность корпоративных институтов можно разделить на несколько направлений: традиционное текущее обучение, внеплановое обучение в ответ на запрос компании. «Вопросы массового обучения и разработки контента сегодня очень критичны. Время на разработку курсов сокращается, поэтому для многих корпоративных университетов одной из ключевых задач становится создание лабораторий, способных за короткое время выдать качественный курс и разместить его в учебной среде», – добавил Александр Печенкин.
О вызовах и трендах в современном образовании говорила на сессии ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная. Гиперинформационная эпоха – время, когда люди переходят из «галактики Гутенберга» в «галактику Цукерберга» и осваивают клиповое мышление, отметила она.

«У нас все меньше шансов обдумывать и дискутировать. Снижаются качество интеллектуальной деятельности, качество образования, уровень эмоционального интеллекта, мотивация, при этом растет цифровая зависимость», – сказала эксперт и добавила, что цифровой аутизм – устоявшийся термин. «Мозг может хранить 2,5 петабайта информации, мы – то, какой контент мы потребляем. Мы любознательны, требовательны, нетерпеливы, но мозг необходимо постоянно развивать, напрягать», – отметила она. При этом самый эффективный режим мышления («дефолт»), когда приходят инсайты, включается при 23 минутах покоя.

В Сбербанке сегодня 32 000 менеджеров, и в последние два года компания активно внедряет искусственный интеллект в образование персонала.
Начальник Управления оценки и развития персонала «ЛУКОЙЛ» Олег Романовский отметил, что в компании на 4 континентах трудится более 100 000 человек. Целью работы корпоративных университетов здесь является опережающая подготовка сотрудников по требуемым компетенциям, задачей – построение интегрированной системы обучения.

«Мы считаем, что лидером может стать каждый, и развиваем философию лидерства. У нас 567 руководителей высшего звена – для них работает Академия управления и более 16 000 руководителей среднего звена – для них организована Школа управления», – рассказал эксперт. Что касается подготовки персонала рабочих профессий, 40% программ реализуется в

корпоративных учебных центрах, 60% – во внешних учебных заведениях. В Астрахани действует корпоративный учебный центр – единый центр Группы «Лукойл» по администрированию подготовки работников.
Ректор Корпоративного университета «Газпром Нефть» Илья Дементьев обратил внимание коллег на проблему того, где учиться высокотехнологичным компаниям. «Где учить, кого, кому и как – ключевые вопросы», – добавил он. По его мнению, корпоративные университеты вкладывают в выпускников вузов универсальные компетенции (soft skills), которые те могли бы получить ещё в студенческие годы. Одновременно традиционные вузы на последних курсах дают студентам практические знания, которые могут пригодиться им на будущей работе.

«Корпоративное обучение должно стать настоящей частью системы обучения в России», – сказал Илья Дементьев.

Модальность, адаптивность, обучение on-demand – три характеристики, необходимые современным корпоративным университетам, как и выход за пределы классических образовательных программ, общение с деятелями искусства, спортивными тренерами и даже детьми, добавил эксперт.
Руководитель Корпоративного университета AlexFitness Юлия Цыганкова выступила с докладом «От саботажа к вовлечённости» и рассказала о модели вовлечения сотрудников в образовательные программы. В AlexFitness выясняют реальные потребности сотрудников в обучении, потребности руководителей подразделений, изучают ситуацию на рынке.

«У нас нет ограничений и практически нет вертикальной карьеры. Любой сотрудник может перейти в любой отдел. При этом ни тренинги, ни чувство безопасности внутри компании не гарантируют успеха обучения. Мы используем посттренинговое сопровождение, а корпоративный университет фактически сам становится заказчиком обучения и центром компетенций», – отметила Ю. Цыганкова.
В конце первой части дискуссии спикеры постарались ответить на вопрос: нужны ли малому и среднему бизнесу корпоративные университеты? Руководитель корпоративного учебного центра NX Academy компании Nexign Руслан Койнов отметил, что это необходимо в случае, если компании осознают потребность в систематизации потока информации.
Руководитель Корпоративного университета компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» Лев Дмитриев призвал коллег учитывать финансовую целесообразность организации корпоративного университета. «При этом стоит приглашать на образовательные программы специалистов из смежных отраслей с отточенными программами», – сказал он.
Открыл вторую часть сессии директор Корпоративного университета РЖД Роман Баскин. Он отметил, что корпоративные университеты не имеют конкуренции. В холдинге РЖД 1 млн работников, а корпоративный университет здесь называют «фабрикой развития кадрового резерва».

Университет работает с 2010 года и реализует сегодня 180 образовательных программ – от развития резерва до краткосрочного обучения руководителей. Инновативность, клиентоориентированность, ответственность за результат, организация рабочего процесса и другие приложения образуют модель компетенций руководителя, отметил спикер.

«У нас есть программа развития кадрового резерва с 4 ступенями: управление компетенциями,

эффективностью, изменениями и стратегический менеджмент», – рассказал Баскин. Обучаемые переходят от изучения цифровых компетенций, процессов, инноваций к цифровой стратегии. Корпоративный университет должен отвечать за бизнес-экосистему своей компании и формировать совместные программы с партнёрами, подчеркнул Роман Баскин. «Если за одну парту садут и бизнес, и инфраструктура, их коммуникации будут более эффективными. Университет – на 50% площадка для коммуникаций!» – сказал он.
Руководитель корпоративного учебного центра NX Academy компании Nexign Руслан Койнов отметил, что компаниям в IT, где интроверты работают с интровертами, следует находить факторы для привлечения молодежи.

В Nexign создан портал адаптации для новичков на время испытательного срока, для них же действует система buddy (помощников). Прозрачная карта развития сотрудника наглядно демонстрирует каждому возможности карьерного роста, а в партнёрстве с вузами компания рассчитывает получать грамотный персонал. «Мы организуем дистанционное обучение, внутренние хакатоны и внутренние школы, например, школу аналитика или тестировщика, а также используем чатботы для обучения», – сказал он. В 2018 году в холдинге появился корпоративный университет, создающий эффективную образовательную среду.

Директор департамента цифровых решений «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» Марат Немешев представил слушателям разработанную в Гарварде модель обучения в «четырёх измерениях» – лучшие практики адаптивного e-learning. Концепция учитывает знания, навыки, характер и метаобучение (осмысленность учебного процесса с точки зрения участника), необходимые для ученика XXI века.

Генеральный директор Modum Lab Алексей Зинченко рассказал о VR-продуктах для HR: экскурсиях по офису, визуализации и симуляции функциональных задач и компетенций. Что касается развития компетенций, такие продукты способны помочь в отработке сценариев общения, изучении объектов и локаций, выполнении производственных задач без риска для жизни, тренировке поведения во внештатной ситуации. «Данные решения могут использоваться для единства корпоративного видения задач, процессов, для развития внутреннего бренда и укрепления мотивации», – отметил Алексей Зинченко. По его словам, платформы AR/VR быстро доставляют контент, масштабируемы и значительно сокращают время адаптации новых сотрудников в компаниях.

Мероприятие состоялось в первый день IV Санкт-Петербургского международного форума труда (27–28 февраля 2020 года), посвященного исследованию человеческого капитала в политическом, экономическом и социальном аспектах. Сессия ЭГО Университета – партнера деловой программы Форума труда – объединила более 120 человек: представителей корпоративных вузов и учебных центров, руководителей отделов управления персоналом, HR специалистов.